?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

ЕГЭ



      В новостях читаю, что при сдаче ЕГЭ по русскому языку у детей возникли заморочки по "части С" - эссэ. В эссэ школьники должны были написать о проблеме поднятой в предложенном тексте. Если тема, которую экзаменуемый выделил, не соответствовала формальному перечню, - ставили 0 баллов, так как "выбор другой темы свидетельствует о том, что исходный текст не понят".
      Сочинения я писать всегда любил и, если судить по оценкам за содержание, наверно, умел. Ради любопытства прочитал один из предложенных рассказов - «Летний паводок» Владимира Солоухина. Прочитайте, чтобы понимать о чем я (он небольшой).
      Итак, личные впечатления: рассказ не философский, на 80% природно-описательный, лично меня не трогает, пресный какой-то (мне может понравится только в дождливый день, когда некуда спешить). Желания выделять проблематику естественным образом не возникает, это просто зарисовка, из которой можно что угодно вывести: и защиту страдающих детей и критику существующего режима. Но да ладно, положили - кушай. Мы люди к тонкой работе привычные и способны читать по теням.
      Лично я вынес такую логику рассказа: не надо вмешиваться в естественный ход событий. Не можешь помочь - не мешай. Да, ты большой и сильный (человек), а детеныши выхухоли мелкие и слабые, но твое дело - сторона, у них есть мать, лучше матери никто не позаботится. Не делай другим (даже животным), того, чего себе не хочешь.
      Получается, в качестве основного у меня вышло что-то вроде пропаганды натурализма. Формулируем красной нитью тему: "Человек как часть природного мира". Добавим приправ: бурчание про "хрупкость природы", "люби травинки, былинки, тычинки", "природа, мать ваша", "ты часть природы, а не господин" (это теперь так модно противопоставлять прошлому штампу "человек - царь природы") . Есть там еще строчка о войне, но можно вписать в логику "хрупкого мира". Итого что-то такое природофильское получается, "зелёные" бы одобрили.
      Итак, если вы прочитали рассказ (или читать не собираетесь) и готовы узнать о чем он на самом деле (по мнению чиновников от образования):
[посмотреть тему]оказывается, писать нужно было о материнстве.
      Вы угадали? Вам повезло, голова работает согласно методички. А я получается, согласно логике экзаменаторов, почти ничего из текста не понял. Не знаю, что я по-настоящему бы написал, может быть и про самоотверженность матери вставил бы фоном, как и тему войны и мира, но не факт, так как в основных эту тему я не увидел, сочтя что основная линия воспитательная, а не описательная. Но сделаем скидку - я не старался, поэтому был естественен - что пришло в голову то пришло. Вот такое даже не эссе, а тест Роршаха для школьников.
      Какое счастье, что сейчас я могу сам решать, что читать и о чем писать, кто тут хотел запеть "школьные годы чудесные"? Нет уж, это явно не про ЕГЭ.
      На мой взгляд нельзя оценивать сочинения по принципу "совпал ли ход мыслей с секретной методичкой". Если нужно, чтобы совпал - пишите строгий общедоступный перечень рассказов с указанием "правильного" круга проблем. Вот только, наверно, каждый должен писать "как отозвалось", а не как "должно отзываться".

Тэги:

Последние записи в журнале

Comments

( 18 Коммент — Комментарий )
miss_languor
25 июн, 2015 11:50 (UTC)
а ведь , отмечу, лиргер, проводя параллели-то с своими действиями при опасности, никак матерью не является. мужик-с.
alknew
25 июн, 2015 11:53 (UTC)
это за скобками ). Главный герой, наверно, выхухоль-мать )
litota2312
25 июн, 2015 11:56 (UTC)
Раньше проверяющим давался список из нескольких проблем ,поднимаемых автором в тексте. Думаю, что и нынче не все так страшно, как Вы думаете.)
alknew
25 июн, 2015 11:59 (UTC)
я могу только по статье судить, а там написано что ставили 0. Было, наверно, по-разному, но где-то ставили.
litota2312
25 июн, 2015 12:11 (UTC)
Судить надо не по статье.)
Выходите на сайт ФИПИ, демоверсии, русский язык, раскрываете архив и смотрите демоверсию. Там есть и примерный(!) перечень проблем , их обычно не менее трех...
alknew
25 июн, 2015 12:14 (UTC)
интересно тогда на чём основана статья )
Но мне по-большому счету было интересно угадаю ли я тему или нет.
litota2312
25 июн, 2015 12:15 (UTC)
Кстати, угадывают( определяют) не тему, а проблему.)

На чем основана статья? На желании денег, думаю.)
alknew
25 июн, 2015 12:51 (UTC)
ну проблема это и есть тема по которой надо писать ), т.е. угадав проблему узнаёшь тему про что писать...
litota2312
25 июн, 2015 12:55 (UTC)
Не совсем так.)) Или совсем не так.))

Вы не учились писать такие сочинения, а дети их обязаны уметь писать. Они этому учились ( хотя бы 2 года).

Знаю, что все спорные вопросы рассматриваются в пользу ученика. И надо очень ребенку "постараться", чтобы написать плохо.

Но...дети и их родители не привыкли объективно относиться к себе.
alknew
25 июн, 2015 13:02 (UTC)
ради любопытства поинтересуюсь в каком разрезе тогда пишется эссе, это чем-то должно отличаться от мини-сочинения по тексту, типа проблемы такие-то, автор сказал то-то, я думаю то-то бла-бла-бла.. ?
litota2312
25 июн, 2015 13:09 (UTC)
То сочинение , что пишут дети на ЕГЭ, с большой натяжкой можно назвать эссе.Думаю,что его так назвали, потому что как-то назвать надо было о, что выходило из-под пера деток. А эссе - свободный по форме жанр сочинения. Хороших эссеистов в мировой литературе , кстати, мало.)

Выпускник должен на экзамене показать, что он умеет понимать текст( определять проблему, авторскую позицию), что он умеет высказать свою точку зрения по поднятой автором проблеме, доказать свою точку зрения...Смотрите критерии оценки сочинения на сайте ФИПИ.

Ничего сложного. Просто дети, повторюсь, необъективны по отношению к себе, любой написанный ими текст считают шедевром...А это не всегда так.
alknew
25 июн, 2015 13:15 (UTC)
примерно понял.
Но в любых случаях не люблю писать в рамках )
litota2312
25 июн, 2015 13:17 (UTC)
)) Понимаю. Но ЕГЭ показывает , чему ребенок научился.Хотя бы на уровне создания штампованного ( что говорю!) текста. Но правильно созданного.
litota2312
25 июн, 2015 12:21 (UTC)
личный бред)
Прочитала статью. Пока это просто информация возмущенных выпускников, причем из европейских регионов РФ, они ЕГЭ пишут относительно недавно и все время возмущаются необъективностью.
alknew
25 июн, 2015 12:49 (UTC)
Re: личный бред)
кто их там разберет, но думаю что при таком масштабном экзамене несправедливость вполне может быть, даже исходя из вероятности.
laralelya
25 июн, 2015 12:19 (UTC)
Несколько раз уже мне приходилось помогать старшеклассникам к ЕГЭ и ГИА готовиться, и перед текстами для эссе всегда пасовала.
alknew
25 июн, 2015 12:47 (UTC)
написать не проблема, а вот чтобы хорошо оценили... )
litota2312
25 июн, 2015 13:11 (UTC)
Если хорошо написано, оценка не проблема. Кстати, каждую работу проверяет два эксперта, если их оценки расходятся, привлекают третьего. Эксперты во время проверки не общаются между собой, проверка идет под видеозапись.(
( 18 Коммент — Комментарий )